Автор: Захаров П.П.
Постановка вопроса в подобной плоскости на первый взгляд несет в себе и ответ: при подъеме на вершину, альпинист преодолевает множество различных препятствий, в гораздо большем количестве, чем на спуске. Все так и не совсем. Но не будем спорить…
Вопрос следует поставить так, если все (почти все технические и тактические сложности ложатся на само преодоление пути к вершине, то почему в практике горовосхождений до сих пор так велик процент аварий и несчастных случаев (НС), происходящих именно на спуске, после покорения вершины?
Может вершина мстит за то, что ее «покорили»?! В данном случае мы оставим в стороне вопросы, касающиеся экстремальных ситуаций – оказание помощи терпящим бедствие в горах или спасательные работы.
Призовем в помощники статистику — даму сухую на вид, даже не очень симпатичную, но умеющую любую ситуацию подать в необычном ракурсе.
Итак, статистика говорит, что на подъеме альпинист преодолевает 80-85% всех технических сложностей (и опасностей), а на спуск в долину остается доля в 20-15%. Простейшее арифметическое действие показывает, что на долю спуска приходится в среднем 1/5 всех авариных ситуаций (АС). Но на самом-то деле - их половина, а в иные годы и того более! Наверное, природа этого соотношения понятна — техническая.
В чем же дело?
Как ни странно, но до сих пор среди альпинистов прочно бытует мнение, что спуск с вершины - дело второстепенное, даже не основное, поскольку главное совершено - вершина покорена! (Опять эти жуткие слова: «покорена», «покорение», «взята», «записал гору», «сбегал на гору»!). Великий Норгей Тенцинг по этому поводу говорил:
«Белая гора, высокая гора! Такая высокая, что и птица не пролетит над тобой. Мы будем стремиться к тебе, не со спесью и жаждой насилия, как солдат идущий на врага, но с любовью ребенка, который взбирается на колени матери».
Спуск с вершины, как правило проходит по простым (условно) маршрутам 1-3 к.с. (за исключением случаев, когда спуск идет по пути подъема). В этом и кроется возрастание лежащих на поверхности или скрытых от глаз опасностей, которые проявляются в самый психологически сложный момент, когда эйфория восхождения - достижение вершины - притупляет общее внимание. Это весьма опасное состояние – мы достигли вершины, мы победили! Остальное, уже не в расчет – побыстрее свалится вниз! Что делать эти корявык слова, слова нынешнего альпинистского жаргона.
Рассмотрим ситуацию, как бы со стороны группы, двигающейся от базового лагеря к цели похода – вершине, при этом, будем рассматривать возможные причины возникновения АС (аварийной ситуации) именно во время спуска альпиниста (группы) с вершины:
— Выйдя с исходного бивака рано утром (а то и ночью), восходитель минует "спящие" в это время опасные зоны: камнепадо- и лавиноопасные участки маршрута; скованный ночным морозом снег; примороженные свободнолежащие камни и т.п. Достижение вершины и начало спуска выпадают на то время, когда эти зоны вступают в активную фазу своего существования: снег раскисает; опасные кулуары становятся еще более опасными; ледовые глыбы опасно потрескивают в своем основании. Таким образом, уже утомленные целым днем работы альпинисты, вольно или невольно вступают в зоны повышенной для них опасности.
— Именно на спуске, группа гораздо чаще применяет одновременное движение (дамастатистика, к тому же мирового класса, постоянно говорит, что нет в альпинизме ничего более ненадежного в страховке, чем одновременная страховка). Одновременное движение на спуске — это движение спиной к склону, а для самозадержания это самое неудобное положение при проскальзывании и, не дай бог, - при срыве. На одинаковом по сложности рельефе положение лицом к склону всегда выигрышнее и уверенности дает больше, хотя темп движения снижается. При этом следует вспомнить раскладку сил (при проскальзывании) на подъеме и при спуске. На подъеме сила тяжести человека и направление его движения противоположны, а на спуске - совпадают. Таким образом, начальная скорость движения проскальзывания тела больше, чем в первом случае.
— Давайте вспомним, когда и кто из нас среди великого разнообразия разучиваемых приемов передвижения в горах специально отрабатывал приемы и частную тактику спуска по рельефу, похожему на тот, который встретит нас на спуске после успешного восхождения!? Автор берет смелость утверждать, что даже при составлении тактического плана восхождения на вершину редко кто уделял внимание плану спуска после восхождения с вершины. А внутри собственно спуска, когда надо повернуться лицом к склону и пройти небольшой участок спуска лазанием вниз – кто специально разучивает этот технический прием. А он в себе таит множество мелочей, которые могут помочь или явится следствием , уже не срыва, а просто падения вниз.
— Еще один сложный аспект спуска - спуск последнего в группе. Это по психологической нагрузке практически то же самое, что и работа первого на подъеме. Опасность заключается в том, что за последним (как правило) в группе никто не наблюдает (а часто такая возможность просто отсутствует). Более того, не так уж редки случаи, когда вольно или невольно нарушается правило – последним в группе на спуске ставить самого техничного и наиболее физически крепкого участника. Нередки случаи, когда последним на спуске ставят того, кто накануне больше всех отработал в роли ведущего - пусть отдохнет на простой работе! Ему бы внимания побольше, ему бы страховку понадежнее, у него бы из рюкзака взять немного груза и раздать остальным -ан нет - его ставят на самую психологически напряженную работу. А если вспомнить, что последнему (в силу обстоятельств его работы последним) часто приходится оказываться в положении отстающего и догоняющего, то о каких мерах повышения безопасности (не только для него одного) можно вести разговор!?
— Такие приемы работы с веревкой, как перила, спортивный и спуск дюльфером (обобщающее понятие), чаще всего применяются именно на возвращении с горы. Как раз здесь происходит больше всего всяческих «неожиданностей» типа сбрасывания веревки без завязанного на ее конце узла, отстегивания от веревки, потери внимания на пунктах перестежки на перилах и пр. - все это на спуске наблюдается гораздо чаще, чем на подъеме. Причем делается все это с одной лишь целью - ускорить темп спуска. А такая «незначительная деталь», как самостраховка, часто упускается из виду вообще. Казалось бы не имеющий отношения к скорости спуска прием продергивания дюльферной веревки не должен вносить дезорганизующее начало в безопасность спуска, но и в нем есть свои подводные камни. Не задумываясь о последствиях, часто спусковую веревку очень резко «рвут» вниз, мало обращая внимания на то, как она пойдет по рельефу, застрянет в расщелинах или нет, сбросит по пути камни или нет.
— Смена психологического настроения альпиниста при подъеме и спуске с вершины. И здесь снова проявляется принцип: главное - вершина позади. Понять это просто, сложности подъема закончились и нет больше нужды осторожничать. Но с точки зрения психологического отношения к опасностям спуска - все как раз впереди! «Второстепенность спуска» и логический вывод, что при этом темп может быть выше, дополнительно подстегивается стремлением завершить спуск в один день и как можно скорее примчаться в базовый лагерь. И совсем неважно, что бежать при этом придется в полной темноте (в горах в 7- 8 вечера уже темно) по камням, моренам, снежному или ледовому рельефу. Эта тенденция особенно характерна для групп выходящих на однодневные восхождения, которые совершаются без промежуточного бивака, как принято говорить у альпинистов, - «из лагеря в лагерь». При этом с собой не берутся ни теплые вещи, ни палатка, ни примус, да и снаряжение в минимальном количестве. Фактор усталости при раннем (ночном) выходе, взвинченный темп работы на протяжении всего дня восхождения и резкий темп спуска на закате или в темноте - все это в расчет не принимается.
К этому перечислению можно отнести и такие «мелочи», как сокращение пути спуска, срезание линии маршрута, переход с известного на неизвестный путь - все это вполне может стать предпосылкой для возникновения АС.
Проводившиеся в «старые» времена дисциплинарной комиссией ФА Союза разборы НС наглядно подтверждали все сказанное. Мы же в виде иллюстраций приведем несколько случаев (применительно к разной степени подготовленности альпинистов) НС, произошедших именно во время спуска после завершения восхождения.
1. Отсутствие контроля со стороны инструктора — командира отделения значкистов.
На спуске с вершины Кичкинекол (Узункол) по маршруту 2А к.с. отделение растянулось, и направляющая связка оказалась вне зоны даже голосовой связи с инструктором. Первые участники, сбитые с толку очевидной схожестью устья спускового кулуара, вошли не в спусковой кулуар, а на один кулуар раньше, чем предписывали описание маршрута и тактический план восхождения. Постепенно крутизна снежного склона начала превышать их умение самостоятельно организовывать движение и страховку. (Инструктор со своей связкой уже вышел на верхнюю кромку кулуара.) После проскальзывания первой участницы в первой связке, происходит срыв ее напарника. Вторая связка бросается ей на помощь и срывается. Инструктор отделения, видя такую картину, бросается вниз по склону и тянет за собой участников своей связки. Назревало крупное ЧП. Только случайность помогла избежать катастрофы - инструктор, уже сам бессистемно падая вниз и перегнав в падении обе нижние связки, заклинивается в горловине кулуара и оказывается своеобразной ловушкой для сыпавшихся ему на голову (буквально!) участников всей группы. Большая часть значкистов и сам инструктор получили столь серьезные травмы, что их пришлось госпитализировать.
2. Спешка, выбор короткого, но объективно опасного пути спуска.
Вершина Юж. Домбай (Домбай), маршрут 3А к.с. Завершая спуск по скалам, последняя связка группы разрядников, срезая путь, пройденный всей группой, вышла на боковой снежник над рантклюфтом. Даже подобие страховки у них полностью отсутствовало. Не был осмотрен ни сам снежник, не был замечен сам рантклюфт на линии окончания скал и снега. Под тонким слоем снега был ледовый склон. Проходя по снегу над рантклюфтом, второй участник первой связки срывается и молча падает в рантклюфт. Первый не почувствовал даже рывка веревки - она большой петлей тянулась между ними вниз по склону. Второй напарник упал в ранклюфт на глубину всего 6 метров, но удар головой (он был без каски) о скалы оказался роковым.
3. Бравада, переоценка собственных сил и пренебрежение опасностью.
Классический путь на Далар (Узункол) по маршруту 4А к.с. Движение группы происходило в верхней части снежного «серпа» (склон после всех технических сложностей спуска по скалам). На промороженном фирновом склоне лежал накануне выпавший свежий снег слоем в 10 см. Организация страховки через ледоруб была сопряжена с трудностью забивания ледоруба на должную глубину в твердый фирн. Первое (после выхода со скал) гнездо для страховочного ледоруба было глубиной всего на треть длины древка ледоруба. Спустившись со скал на снег, участник связки выпускает свою напарницу дальше вниз и, несмотря на то что она еще не организовала ему нижнюю страховку (помните, какой плотности был фирн, а тут девичьи руки, чтобы пробить эту толщу), он вынимает из снежного гнезда свой ледоруб и начинает длинными шагами (полуглиссированием) спускаться к ней. Через несколько шагов на подошвах отриконенных ботинок налипают толстые снежные подушки, ноги проскальзывают и начинается падение на спине. Не делая ни каких попыток к самозадержанию, он «проезжает» мимо своей напарницы и весело крича, приглашает присоединиться к нему. К этому моменту скорость скольжения оказалась довольно высокой, и, видя серьезность положения, он сделал единственную попытку к самозадержанию. Сильным рывком веревки его напарница была сорвана с места (помните, страховку то она еще не успела организовать!) и сброшена вниз по склону. Связка, пролетев по всему «серпу» (порядка 120 м), на нижних камнях была подброшена в воздух и, как с трамплина, вылетела вниз на «бараньи лбы». Оба погибли.
4. Экономия на весе снаряжения.
В плохую погоду (сильный ветер, дождь, снежная крупа) группа вышла из хижины Джанги-кош на восхождение на вершину Башхаауз 3А к.с. (Безенги). Не принимая во внимание затянувшуюся непогоду, группа не берет с собой на маршрут ни палатки, ни запаса теплых вещей, в хижине оставляет примус и все продукты. На пределе своих сил в условиях серьезной непогоды и после 11-часовой непрерывной работы они все же поднялись на вершину. Отсутствие теплых вещей, части снаряжения (тоже оставили в хижине), отсутствие теплого питья наложило отпечаток на дальнейшие действия группы: желая сократить время на всем, они даже не выходили на радиосвязь с лагерем. На спуске один из участников группы почувствовал недомогание. Несмотря на принятые меры (а какие же меры они могли принять, когда у них не было ни палатки, ни примуса!), во время дальнейшего спуска он умирает от общего переохлаждения организма.
5. Изменение тактического плана спуска, плохая организация страховки.
В тактическом плане восхождения на вершину Двойняшка (Узункол) по маршруту 4Б к.с. у группы Северодонецкого спортивного сбора после достижения вершины был записан обычный спуск на юг по обычному пути. На вершине группа по неизвестным причинам меняет направление спуска и уходит на север - в сторону ледника Большой Кичкеникол. Сообщения в лагерь по радиосвязи об изменении направления спуска не было. После очередного дюльфера при продергивании веревки инструктор (мастер спорта, тренер коллектива) встал на скалах так, что крюк и петля его самостраховки оказались ниже его колен. После резкого рывка, веревка вдруг пошла очень легко (так нередко бывает), а инструктор, потеряв равновесие, опрокинулся вниз спиной на скалы. Не выпуская веревки из рук, он упал на нижнюю полку, проскользнув по скалам в общей сложности не более полутора метров. Сделанная из оплетки основной веревки (так тогда было модно) петля его самостраховки лопнула, и он улетел вниз по стене более чем на 500 метров. Небольшой штрих: перед выходом на данное восхождение инструктор сделал для всей группы подобные петли для самостраховки (!).
Приведенный перечень к сожалению далеко не исчерпывает печальных примеров травмирования и гибели альпинистов.
А что же по этому поводу говорит наша дама-статистика? Ответ простой: даже столь короткий список наглядно подтверждает приведенное вначале чисто цифровое соотношение. А что можно делать, чтобы предотвратить возникновение и развитие АС, которые в альпинистской жизни так легко переходят в НС?
Прежде чем говорить на эту тему, следует напомнить, что альпинизм - это такая область деятельности человека, где невозможны советы и рекомендации на любой случай альпинистской жизни. Но выполнение определенных правил, несомненно, поможет избежать неприятных ситуаций задолго до выхода на маршрут восхождения:
Пример: спуск после прохождения Юж. стены Вост. Домбая совершается по пути подъема (а это маршрут 5Б к.с.) с 18 дюльферами. В группе 4 человека. Среди них одна девушка и один руководитель. Где (Пример взят автором из личного опыта именно этого восхождения). Где здесь лежит тактическое решение?
Можно почти с уверенностью сказать, что последовательное и правильное соблюдение мер безопасности во многом может повысить безопасность любого восхождения. Почему «почти с уверенностью»? Дело в том, что у альпинистов, как и у любого человека, занимающегося любым другим делом, есть пунктик: то, что есть плохого (неправильного, опасного, не лучшего и т. д. ) в том деле, которым я занимаюсь, все это не соприкасается со мной лично, оно как бы в стороне от меня. Что ошибки предшественников, аварии, произошедшие с другими альпинистами, - это аварии не со мной, и я не такой, чтобы со мной что-то подобное случилось.